Сцепление трансмиссии

Материалы » Сцепление трансмиссии

Сцепление (рис. 1) автомобиля ГАЗ-24-10 -сухое, однодисковое, состоит из двух основных частей: ведущего диска в сборе (кожух, нажимной диск, рычаги выключения сцепления, опорные вилки и пружины) и ведомого диска в сборе. На боковых поверхностях кожуха 7 имеются три прямоугольных окна, в которые входят выступы нажимного диска 21. Такое соединение обеспечивает передачу крутящего момента от кожуха на нажимной диск, а также центрирование и возможность осевого перемещения нажимного диска относительно кожуха. Нажимное усилие создается при помощи девяти двойных (наружной и внутренней) пружин.

Рычаги 22 выключения сцепления располагаются в прорезях выступов нажимного диска и при помощи осей и игольчатых подшипников соединяются с нажимным диском и опорными вилками 16, которые шарнирно закреплены на кожухе коническими пружинами 15 и сферическими регулировочными гайками 14.

Ведомый диск сцепления (рис. 2) имеет две фрикционные накладки 7, прикрепленные независим мо одна от другой заклепками 4 к пластинчатым пружинам 8. При увеличении нажатия на нажимной диск пластинчатые пружины постепенно распрямляются, обеспечивая более плавное включение сцепления. Пластинчатые пружины 8 прикреплены заклепками 5 к диску 6, который при помощи пальцев 10 соединен с диском 11. Цилиндрические демпферные пружины 9, расположенные одновременно в окнах ступицы 12 и дисков 6 и 11, при передаче крутящего момента от фрикционных накладок к ступице сжимаются в зависимости от его величины и обеспечивают плавную передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Поворот фрикционных накладок с дисками относительно ступицы ограничен упором пальцев 10 в края ТЛ-образных вырезов.

Ведомый диск сцепления снабжен фрикционным гасителем крутильных колебаний, состоящим из стальной фрикционной шайбы)3, сидящей на лысках ступицы 12 и зажатой между диском 6 и теплоизолирующей шайбой 2. Гашение колебаний происходит благодаря трению между этими деталями при повороте диска 6 с фрикционными накладками относительно ступицы. Постоянство усилия сжатия шайбы 3 и, следовательно, постоянство момента трения в гасителе обеспечивается пластинчатой нажимной пружиной 1, зафиксированной в канавке ступицы ведомого диска.

Для балансировки ведомого диска применяют специальные балансировочные грузики 13, которые вставляют в отверстия пластины ведомого диска и расклепывают. Число грузиков должно быть не более трех. Наружный диаметр фрикционной накладки равен 225 мм, внутренний -150 мм, толщина накладки 3,5 мм. Размерность шлицев ступицы ведомого диска 4 х 23 х 29 мм, число шлиц 10. В подшипник выключения сцепления и муфту подшипника заложены специальные смазки, не требующие замены, в течение всего срока эксплуатации автомобиля.

Рис. 1. Сцепление и привод выключения сцепления: 1 - картер; 2 - главный цилиндр; 3 - толкатель главного цилиндра; 4 - педаль; 5 - ведомый диск; 6 -теплоизолирующая шайба; 7 - кожух; 8 и 9'- пружины; 10- подшипник выключения сцепления; 11 -муфта выключения сцепления; 12 - защитные поролоновые кольца; 13 - шаровая опора; 14 -регулировочная гайка; 15 -пружина; 16 - опорная вилка; 17 - вилка выключения сцепления; 18 - толкатель рабочего цилиндра; 19 рабочий цилиндр; 20 -маховик; 21 - нажимной диск; 22 - рычаг выключения сцепления

Рис. 2. Ведомый диск сцепления:

1 - нажимная пружина; 2 - теплоизолирующая шайба; 3 - фрикционная шайба; 4и 5 - заклепки; 6 и 11 - диски; 7 - фрикционные накладки; 8 • пластинчатая пружина; 9 - пружина демпфера; 10- палец; 12 - ступица; 13 – балансировочный грузик

Привод выключения сцепления (см. рис. 1) - гидравлический, состоит из подвесной педали, главного цилиндра, трубопровода и рабочего цилиндра. Расстояние от площадки педали до наклонной части пола (при снятом коврике), должно быть 185... 200 мм. Положение педали регулируется изменением длины разрезного толкателя главного цилиндра. Полный ход \ педали (включая и свободный ход), обеспечивающий выключение сцепления, должен быть 145... 160 мм. Свободный ход педали 12... 28 мм. Он обеспечивается конструкцией и не регулируется.

Главный цилиндр привода выключения сцепления показан на рис. 3. Пружина 16 постоянно отжимает поршень в крайнее заднее положение до упора в шайбу 9. Между головкой толкателя и сферической впадиной на поршне предусмотрен постоянный зазор 0,3...0,9 мм, в результате которого обеспечивается гарантированный свободный ход педали выключения сцепления.

При нажатии на педаль происходят перемещение поршня и перекрытие компенсационного отверстия А, после чего рабочая жидкость вытесняется из главного цилиндра и перемещает поршень и толкатель рабочего цилиндра, передавая усилие от педали на вилку выключения сцепления. При плавном отпускании педали сцепления происходят падение давления в системе и возвращение вытесненной жидкости в главный цилиндр.

При резком отпускании педали жидкость, вытесняемая из системы в главный цилиндр, не успевает заполнить освобожденное поршнем пространство и в главном цилиндре перед головкой поршня создается разрежение. Под его действием жидкость из питательного бачка через перепускное отверстие В и отверстия в головке поршня проходит в полость перед головкой поршня, отодвигая при этом пружинную пластину 13 и сжимая края уплотнительной манжеты 14. В дальнейшем эта избыточная жидкость вытесняется через компенсационное отверстие обратно в питательный бачок.

Рис. 3 Главный цилиндр привода выключения сцепления: 1 • крышка; 2 -сетчатый фильтр; 3 - бачок; 4 - штуцер; 5 — проушииа; 6 - контргайка; 7 -толкатель; 8 - чехол; 9 -упорная шайба; 10- стопорное кольцо; 11 и 14-манжеты; 12 ~ поршень; 13 - пластина; 15 - корпус главного цилиндра; 16-пружина

Рис. 4. Рабочий цилиндр привода выключения сцепления: 1 - пружина; 2 -корпус цилиндра; 3 - поршень; 4 - манжета; \ 5 - стопорное кольцо; 6 - чехол; 7 -толкатель; 8 - клапан прокачки;) у - резиновый колпак

Рабочий цилиндр привода выключения сцепления показан на рис. 4. Пружина 1 постоянно отжимает поршень, толкатель и наружный конец вилки выключения сцепления в положение, при котором подшипник выключения сцепления с 5 небольшим усилием упирается в концы рычагов выключения сцепления, и наружное кольцо подшипника вращается вместе с ними. При износе фрикционных накладок и перемещении в связи с этим концов рычагов выключения в сторону коробки передач через те же детали происходят перемещение поршня 3 и дополнительное сжатие пружины. Так как жесткость этой пружины небольшая, то поджатие подшипника к концам рычагов выключения увеличивается незначительно. Таким образом, компенсация износа фрикционных накладок происходит автоматически в результате смещения рабочей зоны поршня по длине рабочего цилиндра.

Неисправности сцепления и их устранение

причина неисправности

метод устранения

Неполное выключение сцепления — сцепление «ведет» (не включаются или выключаются с трудом передачи переднего хода; передача заднего

хода включается с треском)

Наличие воздуха в системе гидравлического привода

Заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала

Коробление ведомого диска

Неодновременное нажатие

Прокачать систему гидравлического

привода сцепления, убедиться, что

перемещение конца вилки не менее

14 мм

Устранить заедание на шлицах

(зачистить шлицы)

Заменить ведомый диск или его

правку

Отрегулировать взаимное

подшипника выключения сцепления на рычаги выключения сцепления

расположение концов рычагов выключения сцепления

Неполное включение сцепления - сцепление буксует (ощущается

специфический запах, наблюдается замедленный разгон, падение

скорости движения, замедленное преодоление подъемов)

Ослабление нажимных пружин

Замасливание фрикционных накладок ведомого диска

Чрезмерный износ фрикционных накладок (до заклепок), поверхности трения маховика нажимного диска

Засорено или перекрыто кромкой манжеты компенсационное отверстие главного цилиндра из-за набухание манжеты

Заменить пружины новыми с проверенной нагрузкой.

Заменить ведомый диск или фрикционные накладки. При небольшом замасливании промыть поверхность накладок керосином и зачистить шкуркой Заменить фрикционные накладки или ведомый диск.

Заменить маховик или нажимной диск или устранить на них задиры и кольцевые риски механической обработкой с учетом рекомендаций, изложенных в разделах «Ремонт сцепления» и «Ремонт двигателя» Промыть цилиндр или заменить манжету

Неплавное включение сцепления

Замасливание фрикционных накладок

ведомого диска

Износ фрикционных накладок (до

заклепок)

Заедание ступицы ведомого диска на

шлицах ведущего вала

Неодновременное нажатие

подшипника выключения сцепления

на рычаги

Потеря упругости пластинчатых

пружин "ведомого диска

Заедание рычагов выключения

сцепления в опорах или выступов

нажимного диска в окнах кожуха

См. "Неполное включение сцепления"

Заменить ведомый диск или фрикционные накладки

Устранить заедание на шлицах

Отрегулировать взаимное расположение рычагов

Заменить ведомый диск

Устранить заедание (зачистить сопрягаемые поверхности)

Вибрации и шумы в трансмиссии при движении

Поломка или износ деталей

демпферного устройства ведомого

диска

Износ фрикционной шайбы или

ослабление нажимной пружины

фрикционного гасителя

Заменить ведомый диск в сборе

Заменить фрикционную шайбу или пружину гасителя

Скрип при нажатии на педаль сцепления при неработающем двигателе

Отсутствует смазка или износились пластмассовые втулки оси педали сцепления

Смазать пластмассовые втулки коллоидно-графитным препаратом или заменить изношенные втулки новыми

Выключение сцепления происходит только при резком нажатии на педаль. При плавном нажатии педаль легко доходит до упора в пол, а

сцепление не выключается

Загрязнение или большой износ зеркала главного цилиндра

Большой износ манжеты поршня главного цилиндра

Промыть, а при износе заменить главный цилиндр

Заменить манжету

Понижение уровня жидкости в наполнительном бачке главного цилиндра

выключения сцепления

Износ или затвердение манжеты поршня рабочего цилиндра - подтекание жидкости

Нарушение геометричности соединения трубопровода с главным и рабочим цилиндрами - подтекание жидкости

Заменить манжету

Подтянуть соединительные гайки

Информация по теме:

Расчет ведущей шестерни балансирного редуктора заднего моста
Исходные данные: – расчетный передаваемый крутящий момент: ; – число зубьев шестерни: ; Модуль зацепления: , где; – расчетный крутящий момент, передаваемый зацеплением; – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зуба; – коэффициент формы зуба (при смещении 0,536); – ...

Разработка технологического процесса восстановления детали
Характеристика детали и условия ее работы - Деталь: кулак поворотный автомобиля ЗИЛ 431410 - Поворотный кулак относится ко 2 классу деталей (круглые стержни с фасонной поверхностью, т. к. длина стержня значительно превышает диаметр; на конце имеется фланец, т. е. стержень является ступенчатым), 1 к ...

Схемы автоматов опережения зажигания, работа автоматов
При возрастании числа оборотов коленчатого вала двигателя требуется более ранний момент возникновения искры в свечах. То есть более раннее зажигание или больший угол опережения зажигания. То же самое требуется при возрастании нагрузки на двигатель, даже если при этом обороты не высокие. Для этого в ...


Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transporank.ru