По направлению вращения различают винты правого и левого вращения. Винт правого вращения при переднем ходе вращается по часовой стрелке (если смотреть с кормы в нос). У такого винта, если взгляд наблюдателя направлен перпендикулярно диску винта, правые кромки верхних лопастей расположены дальше, чем левые. У винта левого вращения — наоборот.
Одновинтовые суда чаще имеют винт правого вращения. Двухвинтовые суда для лучшей управляемости оборудуются винтами разного вращения.
По конструкции гребные винты делятся на винты фиксированного и регулируемого шага.
Винты фиксированного шага (ВФШ) — это обычные винты с неизменяемым шагом. Они бывают цельнолитыми или со съемными лопастями. Цельнолитые винты проще в изготовлении, имеют более высокий к. п. д., а потому и самые распространенные. Винты со съемными лопастями применяют главным образом у судов ледового плавания, у которых возможны более частые поломки лопастей. Ступицы и лопасти таких винтов делают стальными.
Винты регулируемого шага (ВРШ) в отличие от ВФШ имеют полую ступицу увеличенного диаметра; в ней размещен механизм, с помощью которого можно поворачивать лопасти вокруг их вертикальной оси и тем самым изменять шаг винта. Управляют механизмом поворота лопастей с мостика посредством привода, расположенного в валопроводе.
Конструкция ВРШ позволяет, не изменяя направление и частоту вращения винта, осуществлять реверс (задний ход), удерживать судно на месте, устанавливать наиболее выгодный шаг винта для разных режимов работы судна. Все это делает судно более маневренным, значительно снижает расход топлива на переменных режимах. Важным достоинством является и то, что ВРШ позволяет применить на судне нереверсивный главный двигатель.
Поэтому, несмотря на сложность конструкции, ВРШ широко используются на промысловых судах, буксирах, паромах, а в последние годы —и на крупных транспортных судах. На новых танкерах типа «Крым» установлен ВРШ диаметром 7,5 м.
Если скорость набегающего на винт потока vр (рис. 5), а радиальная скорость юг, то угол атаки данного элемента сечения лопасти aл определяется углом между результирующей скоростью v1 и линией нулевой подъемной силы (ЛНПС). Подъемная сила и сила лобового сопротивления сводятся к результирующей силе Yв. Одна из ее проекций дает силу полезного упора винта РВ, а вторая — силу сопротивления вращению RBP. Момент силы RBP относительно оси гребного винта преодолевается главным двигателем судна.
Гребные винты имеют относительно малую массу, небольшие размеры, надежны в эксплуатации, недороги в изготовлении и позволяют использовать большинство малооборотных главных двигателей без редукторных передач; их КПД достигает 70 %.
Рис. 5. Схема действия гребного винта
Информация по теме:
Расчёт показателей экономической эффективности
В данном случае эта задача ограничивается расчетом стоимости производства, обслуживания и расчетом эксплуатационных затрат проектируемого съемника для разборки/сборки амортизаторов, зная стоимость нормочаса можно спрогнозировать срок окупаемости вложений. Если сегодня предприятие может вложить опре ...
Совершенствование организации движения на Привокзальной площади
Основными видами ДТП на этом районе являются наезды на пешеходов и столкновения. Причинами возникновения, которых являются превышение скорости, не соблюдение дистанции, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил маневрирования, переход проезжей части в неустановленном месте, несоблюдение ...
Технико-экономическое обоснование дипломного проекта
Задачи, постановленные переходным периодом к рыночной экономике, требуют от специалистов с высшим образованием умения экономически обосновывать принятие любых технических или организационных решений. Эти мероприятия должны быть не только техническими и технологическими совершены, но и экономически ...