Помимо основных функций, она служила для доставки 4-местного 77-сильного спасательного шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-29061, обладавшего способностью перемещаться по болотам и глубокому снегу в любом направлении, в том числе боком, проникая в места, не доступные более тяжелым колесным машинам. Пассажирский вариант 49061 с полезной нагрузкой 950 кг и экипажем из трех человек снабжался закрытым салоном для доставки к местам назначения бригад спасателей, эвакуации космонавтов, обеспечения их медицинской помощью и всем необходимым для работы и отдыха. Он был укомплектован десятью сиденьями или шестью лежачими местами, системами отопления и кондиционирования, медицинским и специальным оборудованием, радионавигационным комплексом, средствами связи, пеленгования и переговорными устройствами.
Оба варианта оборудовали 150-сильным бензиновым двигателем ЗИЛ-130 V8 с системой предпускового подогрева, механической 5-ступенчатой коробкой передач, планетарным демультипликатором, раздаточной коробкой с блокируемым дифференциалом, одноступенчатыми коническими бортовыми и цилиндрическими колесными редукторами, независимой рычажно-торсионной подвеской всех колес и системой регулирования давления в шинах. Автомобили получили новый гидроусилитель рулевого управления с автоматическим корректором взаимного поворота передних и задних колес, а также двухконтурную тормозную систему с более эффективным дисковым трансмиссионным тормозом. Место водометного движителя заняли два двухлопастных гребных винта, способные работать на акваториях с большим содержанием растительности и мусора. В стандартную комплектацию входили водоотливной насос с электроприводом, спасательная лодка, бензопила, шанцевый инструмент, лестница, автоматическая противопожарная установка и по заказу – автономный генератор постоянного тока мощностью 4,5 кВт.
Снаряженная масса грузового и пассажирского автомобилей образца 1975 года составляла 8450 и 8310 кг соответственно, полная – 11 850/9260 кг, габаритная длина с краном – 9250/8650 мм, ширина – 2670/2582 мм, высота – 2944/2510 мм. Соответственно на шоссе груженые машины передвигались со скоростями 56 и 75 км/ч, на плаву – 8 – 9 км/ч. Минимальная скорость на суше – 1 км/ч. До 1991 года базовых машин 4906 и 49061 собрали 12 и 16 экземпляров соответственно. Вариант 49062 снабжался полноповоротным гидроманипулятором грузоподъемностью 700 кг.
Рис. Грузовая амфибия ЗИЛ-4906 с бортовым устройством для погрузки спускаемого аппарата. 1975 год
Рис.
Поисково-спасательная машина ЗИЛ-49061 с закрытым пассажирским салоном. 1975 год В 1980 году автомобили 490-й серии поступили на снабжение поисково-спасательных служб ВВС, в 1986 году к ним присоединилась доработанная машина 49065 с новым радионавигационным комплексом, позволявшим более оперативно обнаруживать место посадки космического аппарата. Комплекс «Синяя птица» с новыми системами навигации и спутниковой связью до сих пор остается на вооружении поисково-спасательных служб ВВС и МЧС Российской Федерации. По состоянию на 2007 год в системе ВВС РФ состояло 5 машин 4906 и 6 единиц модели 49061. В начале 1990-х годов было создано сухопутное семейство поисково-эвакуационных машин ЗИЛ-4972/4975 «Спасатель» с 185-сильным дизельным двигателем, поступавших в систему МЧС и «Росэнерго». Плавающие машины «Синяя птица» завершили славную почти 40-летнюю эпоху существования легендарного СКБ Московского завода имени Лихачева и создания там уникальных полноприводных автомобилей военного назначения. В 1992 году Производственное объединение «МосавтоЗИЛ» приватизировали и переименовали в Акционерное Московское Общество «Завод имени И. А. Лихачева» (АМО ЗИЛ), которое в условиях полного отсутствия военных заказов было вынуждено пересматривать всю свою техническую политику. СКБ Грачева сначала преобразовали в ОГК-СКБ, а в конце 1990-х – в Отдел главного конструктора по спецтехнике (ОГК СТ), в ведении которого осталась разработка пожарных и коммунальных машин, а также модернизация комплекса «Синяя птица».
Информация по теме:
Технико-экономическое обоснование мероприятий, направленных на повышение
безопасности движения
В основной части дипломного проекта предлагаются мероприятия, направленные на повышение безопасности движения за счет повышения качества контроля автосцепного устройства пассажирского вагона. Как показывает практика, по причине низкого качества контроля происходят разрывы автосцепки, что приводит к ...
Правила применения тарифов
В зависимости от типа перевозки тарифы при тарификации применяются следующим образом (для типов перевозки СТ2+ и OJ данные правила применимы, если все пункты маршрута находятся на территории РФ): а) Для типа перевозки OW тариф применяется в соответствии с направлением перевозки. Например, для маршр ...
Расчёт оптимальной мощности АРП по ремонту двигателей
В основание мощности, т.е. годовой программы предприятия по ремонту двигателей автомобилей, входит определение потребного количества капитальных ремонтов двигателей для заданного списочного состава автомобилей. Количество капитальных ремонтов для агрегатно-ремонтных заводов определяется по следующе ...