Поисково-эвакуационные машины ПЭУ

Материалы » Специальные трехосные вездеходы и шасси » Поисково-эвакуационные машины ПЭУ

Страница 2

Рис.

Пассажирский вариант поисково-эвакуационной установки ПЭУ-1М. 1972 год Несмотря на свои важные достоинства, машины ПЭУ все-таки обладали недостаточной мощностью и проходимостью, не могли преодолевать болота и крутой берег, передвигаться по илистой прибрежной полосе и тонкому льду. В результате в поисках более мощного тягового средства в 1981 году совместно с ленинградским заводом «Трансмаш» на шасси ПЭУ-1 была построена еще одна экспериментальная машина.

Она получила индекс ПЭУ-1Р и вместо крана снабжалась турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ от самолета Ан-25 с силой тяги 1720 кгс, который обеспечивал дополнительную реактивную толкающую силу для преодоления труднопроходимых участков местности. В помощь ему сзади устанавливали боковые кассеты с пороховыми зарядами, но из-за кратковременности действия от них отказались. На глубоком снегу под всеми колесами установки монтировали лыжи. Машина «ошеломляюще легко» преодолевала препятствия, на снегу развивала скорость 44,3 км/ч, на воде – 14 км/ч, но оказалась крайне неэкономичной при работе на реактивной тяге: 500-литрового запаса топлива ей хватало только на 17 км пути, а на болотистой местности она осталась неэффективной.

В дальнейшем конструкторы СКБ приступили к проектированию нового вездехода с двумя роторно-поршневыми двигателями и гидрообъемной трансмиссией, но с началом перестройки эти проекты были заморожены. В целом до 1979 года было построено 23 варианта машин ПЭУ с разными надстройками, которые в разное время монтировали на 15 одинаковых шасси. Еще в апреле 1970 года для доставки спускаемых аппаратов и экипажей многоместных космических кораблей на агрегатах вездехода ЗИЛ-135Л была построена самая крупная опытная комбинированная поисково-эвакуационная машина ПЭУ-2 (ЗИЛ-5901) с полезной нагрузкой 3,2 т. Она оснащалась двумя двигателями ЗИЛ-375 общей мощностью 360 л.с. и колесными редукторами от модели Э167. На ней размещался вместительный пассажирский салон для космонавтов и задняя грузовая платформа с ложементом для транспортировки спускаемого аппарата, для перегрузки которого служила двухбалочная крановая установка с бортовой схемой перегрузки. В результате при двукратном повышении мощности проходимость амфибии увеличилась, максимальная скорость на суше составила 73 км/ч, на воде – до 10 км/ч, но одновременно серьезно возросли ее весовые и габаритные параметры. Снаряженная масса достигала 16 140 кг, полная – 19 540 кг, длина – 11,7 м, ширина – 3275 мм, что не укладывалось в рамки транспортных габаритов и не позволяло доставлять ее воздушным транспортом. В результате было принято решение вместо одной установки ПЭУ-2 одновременно использовать две машины ПЭУ-1 в грузовом и пассажирском исполнениях.

Рис. Машина ПЭУ-1Р с дополнительным реактивным двигателем и пороховыми зарядами. 1981 год

Рис. Грузопассажирская поисковая машина ПЭУ-2 (ЗИЛ-5901) с боковым краном-перегружателем. 1970 год

ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица». (1975 – 1991 гг.)

В 1975 году СКБ ЗИЛ разработало второе семейство плавающих автомобилей нового поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490 для наземных космических спасательных служб ВВС СССР. Машины были выполнены по авиационным технологиям, предназначались для замены первого поколения ПЭУ и впоследствии стали известны под названием «Синяя птица». Оно не являлось их официальным наименованием, а впервые появилось в среде космонавтов и спасателей в процессе эксплуатации вездеходов, обычно имевших яркую бело-голубую окраску. В 1985 году несущественно модернизированные автомобили проходили государственные испытания в 21 НИИИ. Новый комплекс применялся на дорогах всех категорий, на бездорожье и на водоемах для оперативного обнаружения спускаемых космических аппаратов после их приземления или приводнения и оказания первой помощи членам экипажа. Амфибии были приспособлены для эксплуатации в разных климатических зонах, при высокой запыленности, сильном ветре и высоте волны до 0,5 м, к доставке по железной дороге, транспортными самолетами и вертолетами.

По аналогии с серией ПЭУ в их состав входили две установки разного назначения – грузовой вариант 4906 и пассажирский 49061 идентичной общей конструкции с герметичными скругленными стеклопластиковыми корпусами на алюминиевой лонжеронной раме, «равнорасположенными» мостами и традиционной бортовой трансмиссией. Они снабжались новыми агрегатами, экранированным 27-вольтным электрооборудованием, шинами И-159 размером 16,00-20 (410 – 508) и двумя топливными баками по 250 л. Обе машины имели колесную базу 2400+2400 мм, колею всех колес по 2000 мм, дорожный просвет под корпусом – 590 мм, радиус поворота – 8,4 – 9,0 м и запас хода – 900 км. При максимальной скорости 56 км/ч они расходовали 70 л бензина на 100 км. Базовая 3,5-тонная амфибия ЗИЛ-4906 с экипажем из четырех человек и сварной алюминиевой грузовой платформой для доставки спускаемого аппарата была оборудована боковой перегрузочной установкой с гидроприводом. Без кранового устройства ее грузоподъемность достигала 5 т.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Специализация путей сортировочного парка
Специализация путей сортировочного парка должна обеспечивать равномерное распределение работы между маневровыми локомотивами, равномерную загрузку вытяжных путей, безопасность производства манёвров, должна быть увязана со специализацией путей парка отправления и с назначениями плана формирования: 1 ...

Характеристика микрорайона Защита
Микрорайон Защита располагается в восточной части города. Улично-дорожная сеть района включает в себя несколько основных улиц городского значения. Это улицы Грейдерная, Лениногорская. Планировочная структура поселка преимущественно прямоугольная. В этом районе распложена железнодорожная станция «ЗА ...

Классификация грузов в зависимости параметров
1. Классификация длинномерных крупногабаритных грузов, перевозимых различными видами транспорта: Категория автомобильной дороги, допускающая грузы к перевозке автомобильным транспортом без реконструкции кривых в плане по длине и ширине Степень боковой негабаритности и ограничения для грузов, перево ...


Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.transporank.ru