Концепция «тощего производства» получила свое наименование, потому что требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство (меньше запасов, времени на производство единицы продукции), вызывает меньшие потери от брака и т. д. Таким образом, эта концепция соединяет в себе преимущества массового (большие объемы производства — низкая себестоимость) и мелкосерийного производства (разнообразие продукции и гибкость).
Основные цели концепции «тощего производства» в плане логистики:
• высокие стандарты качества продукции;
• низкие производственные издержки;
• быстрое реагирование на изменение потребительского спроса;
• малое время переналадки оборудования.
Ключевыми элементами реализации логистических целей в оперативном менеджменте при использовании этой концепции являются:
• уменьшение подготовительно-заключительного времени;
• небольшой размер партий производимой продукции;
• малая длительность производственного периода;
• контроль качества всех процессов;
• общее продуктивное обеспечение (поддержка);
• партнерство с надежными поставщиками;
• эластичные потоковые процессы;
• «тянущая» информационная система.
Остановимся более подробно на некоторых ключевых элементах. Уменьшение размера партии и длительности производственного периода проиллюстрируем на условном примере (рис.1).
Предположим, что производственный процесс изготовления продукции (сборки) состоит из трех фаз, а размер партии составляет 10 изделий.
Тогда из рис. 1а видно, что общая длительность производственного периода составляет 30 мин. В случае сокращения партии до двух изделий (рис. 1б) общее время производства составит 6 мин. При уменьшении размера партии мы сокращаем время в 5 раз.
Рисунок 1. Сокращение размера партий и времени производства.
а – размер партии = 10изделий, общее время производства = 30мин;
б - размер партии = 2изделий, общее время производства = 6мин.
Уменьшение запасов и времени производства позволяет значительно увеличить гибкость производственного процесса, быстрее реагировать на изменение рыночного спроса. Применение в системе «тощего производства» элементов систем KANBAN и «планирования потребностей/ресурсов» позволяет существенно снизить уровень запасов и работать практически с минимальными страховыми запасами без складирования материальных ресурсов, чему способствует сотрудничество с надежными поставщиками. Большое внимание в концепции «тощего производства» уделяется общей производственной поддержке с целью обеспечения состояния непрерывной готовности технологического оборудования, практического исключения его отказа, улучшения качества его технического обслуживания и ремонта. Наряду с всеобщим контролем качества, эффективная поддержка позволяет до минимума сократить запасы незавершенного производства (буферные запасы) между производственно-технологическими участками. Большую роль в реализации этих задач играет подготовка персонала среднего и низшего звена производственного и логистического менеджмента, который должен:
• знать выходные спецификации и требования подведомственных производственно-логистических процессов и процедур;
• быть способным измерять результаты работы и контролировать логистические операции;
• быть хорошо подготовленным и снабженным необходимыми инструкциями;
Информация по теме:
Расчет процента неисправных локомотивов
Процент неисправных электропоездов - отношение среднесуточного количества неисправных электропоездов к парку, находящемуся в распоряжении депо. В группу неисправных электропоездов включаются электропоезда, ожидающие очередного вида ремонта и ТО-3, находящиеся во всех видах ремонта и технического об ...
Срок гарантии автосцепного устройства
Исправное действие автосцепного устройства вагона или локомотива без ремонта или замены какой-либо детали гарантируется при выпуске из капитального и деповского ремонта на срок не менее чем до следующего планового ремонта. Если повреждение детали или узла автосцепного устройства произойдет ранее ук ...
Определение расчетных и пиковых нагрузок
Расчетные нагрузки позволяют определить сечения проводов сети электроснабжения вагона, выбрать защитные аппараты и аппаратуру управления. Под расчетными нагрузками понимают некоторые неизменные нагрузки (токи, мощности), которые вызывают такой же нагрев проводов, двигателей, что и действительные на ...