Становление и развитие автомобильного транспорта стало знаковым явлением ХХ века, а уровень автомобилизации – индикатором уровня развития любой страны, в том числе и России.
В условиях растущего российского рынка автомобильный транспорт стал ключевым звеном транспортной системы России. Сегодня нет такой отрасли в нашем народном хозяйстве, которая могла бы эффективно работать без автомобиля. На долю автомобильного транспорта приходится более 72% общего объема перевозок грузов, перевозимых транспортным комплексом страны, и более половины всего пассажиропотока. По объемам грузоперевозок он превосходит железнодорожный магистральный транспорт почти в 6 раз, а пассажирских перевозок – в 17 раз. Каждый день автомобильным транспортом перевозится более 65 миллионов пассажиров и около 17 миллионов тонн грузов.
Развитие российского товарного рынка обеспечивается за счет дополнительных преимуществ, присущих автотранспорту. Это прежде всего ценовая доступность, технологическая и коммерческая гибкость. Важным фактором, стимулирующим развитие автотранспорта, стала конкуренция как внутри самой отрасли, так и с другими видами транспорта.
На автотранспорте фактически ликвидирована монополия государственных предприятий. Экономические реформы сделали автотранспортные перевозки по-настоящему народным бизнесом. Этот сектор является сейчас огромным «полигоном», на котором наиболее активно отрабатывают формы и методы своего бизнеса субъекты малого предпринимательства.
Велико значение малого бизнеса в транспортном обслуживании населения в городах и пригородах. В 440 городах России на основе конкурсного отбора работают около 37 тысяч привлеченных автобусов, рост объемов по этому сектору рынка услуг пассажирского транспорта за 9 месяцев текущего года превысил 37%.
По данным Российской транспортной инспекции, за счет более полного решения вопросов о бюджетных компенсациях льготного проезда ветеранов и инвалидов в городском и пригородном сообщении увеличиваются суммы дотаций автотранспортным предприятиям, их фактические убытки в первом полугодии 2002 года возмещены на 87,4%, что на 3,7% превышает уровень соответствующего периода прошлого года. Благодаря принятым мерам по защите и повышению конкурентоспособности отечественных международных автоперевозчиков объемы перевозок грузов на рынке транспортных услуг в первом полугодии текущего года увеличились на 7,8% (с 9528 тыс. до 10271,8 тыс. тонн). Удельный вес российских перевозчиков возрос с 32,7 до 34,3%.
В рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» начали реализовываться подпрограммы «Безопасность дорожного движения» и «Реформирование пассажирского транспорта общего пользования».
Министерством транспорта совместно с Минприроды разработан проект федеральной целевой программы «Снижение негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду».
Для выработки мер по повышению эффективности работы автомобильного транспорта Минтрансом подготовлена Концепция развития автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2010 года. Представлен в Правительство РФ проект новой редакции Устава автомобильного транспорта, в настоящее время ведется разработка «подуставных» Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, Правил перевозки скоропортящихся грузов автомобильным транспортом, общих Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, Правил перевозок пассажиров и багажа на автомобильном транспорте Российской Федерации.
Совместно с Минпромнауки в рамках одобренной Концепции развития автопрома разработан перечень первоочередных стандартов, устанавливающих требования и методы оценки надежности и безопасности автобусов.
В ходе реализации мероприятий ФЦП по восстановлению объектов автотранспорта в Чеченской Республике в текущем году освоен объем ремонтно-восстановительных работ на сумму 60 миллионов рублей, приобретено 35 автобусов и 41 грузовой автомобиль, закуплено запасных частей на сумму 3,56 миллионов рублей.
Однако по-прежнему существует ряд острых проблем, которые в ближайшей перспективе могут негативно сказаться на уровне автотранспортного обслуживания народного хозяйства и населения страны.
Первая проблема – обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах России. Тенденция роста аварийности на автомобильном транспорте наблюдается четыре года подряд, но особенно тревожная ситуация сложилась в этом году. За 9 месяцев количество ДТП возросло на 14,1%, погибших – на 8,8%, раненых – на 16,3%.
Принятие нового закона по лицензированию вывело из-под контроля более 80% автотранспортных средств, используемых для некоммерческих перевозок. Отмена обязательной сертификации услуг пассажирского автотранспорта значительно усложнила работу по обеспечению БДД и снижению негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду.
Масштабная автомобилизация страны, диспропорция между приростом автомобильного парка и развитием улично-дорожной сети, высокий уровень изношенности подвижного состава, вовлечение в транспортный процесс все большего количества субъектов малого бизнеса – все это в настоящий момент не позволяет в рамках существующих механизмов госрегулирования и профилактики ДТП стабилизировать положение дел. Требуется скорейшее принятие дополнительных мер, которые помогут адекватно противодействовать негативным тенденциям.
Вторая острейшая проблема – низкие темпы обновления парка подвижного состава. Это обусловлено ограниченными инвестиционными возможностями автохозяйств, дефицитом местных бюджетов, отсутствием рациональных финансовых механизмов обновления парка. Сегодня около 83% грузовых автомобилей и порядка 58% автобусов подлежат списанию. В 2001 году автотранспортными предприятиями было приобретено 4,8 тыс. грузовых автомобилей и 11 тыс. автобусов, при этом из эксплуатационного парка выбыло 16,6 тыс. грузовых автомобилей и 13,5 тыс. автобусов.
Выход из этой ситуации видится в развитии лизинговых схем приобретения грузовых автомобилей и оказании государственной финансовой поддержки по приобретению пассажирского подвижного состава.
Третья проблема – кризисное состояние общественного пассажирского транспорта, который нуждается в глубоком реформировании, направленном на сокращение доли бюджетных субсидий. Необходимо обеспечить переход к системе самофинансирования и самоокупаемости, сформировать конкурентную среду, создать условия для привлечения крупных частных инвестиций.
Минтранс России принял участие в согласовании разработанного Минтрудом России проекта федерального закона «Об адресной компенсации льгот по проезду на транспорте, предоставляемых по профессиональной принадлежности». В основу законопроекта положен принцип перевода социальных льгот в денежные компенсационные выплаты, а также механизм предоставления гражданам транспортных льгот и их компенсации. В декабре 2002 года законопроект будет направлен Минтрудом России в Правительство Российской Федерации.
В рамках подпрограммы «Реформирование пассажирского транспорта общего пользования» началась реализация двух крупных пилотных проектов во Владимире и в Ростове-на-Дону. Эти города должны стать местом отработки перспективных моделей организации работы пассажирского транспорта в условиях регулируемого рынка. В случае успешного завершения этих проектов они будут внедряться в других регионах Российской Федерации.
К числу позитивных изменений, происходящих в отрасли, следует отнести активизацию деятельности Российского автотранспортного союза (РАС). В настоящее время интенсивно развивается сеть его региональных ассоциаций. В состав РАС входят 85 ассоциаций, союзов и некоммерческих партнерств. Союз имеет представительство практически в каждом субъекте Российской Федерации, под его эгидой объединено большинство общероссийских и межрегиональных ассоциаций, имеющих отношение к автотранспортной деятельности.
Информация по теме:
Малые искусственные сооружения
Искусственные сооружения в проекте представлены существующими ж/б трубами – 10 шт. и двумя железобетонными мостами, которые отражены в «Ведомости проектируемых искусственных сооружений» (табл.2.1). Таблица 2.1 Ведомость проектируемых искусственных сооружений Местоположение Наименование водотока Рас ...
Назначение, состав, устройство и запуск системы орошения спасательной
шлюпки огнезащитного типа
На судах, авария на которых может привести к разливу и возгоранию вокруг судна нефти или нефтепродуктов, применяются огнезащищенные шлюпки. Система водяного орошения устанавливается на огнезащищенные шлюпки для повышения их огнестойкости. Для орошения используется забортная вода. Огнезащищенные спа ...
Методика расчета затрат на перевозки
Рассчитываем по статьям затрат. В целях упрощения расчетов в состав статей включены только основные затраты. Статья «Заработная плата водителей автомобилей и кондукторов автобусов» Пассажирские перевозки: ФЗПВОД,К0НД = ФЗПВОД + ФЗПКОНД, руб. (26) где: ФЗПвод - результат расчета по форм.21; ФЗПкот - ...