Служебное назначение и конструктивные особенности шатунов

Шатуны являются звеньями шатунно-кривошипных механизмов, главным образом поршневых двигателей внутреннего сгорания и компрессоров, где они служат для передачи силы от поршня и преобразования его возвратно-поступательного движения во вращательное движение коленчатого вала двигателя; в компрессорах наоборот – вращательное движение вала преобразуется в возвратно-поступательное движение поршня, осуществляющего сжатие воздуха для подачи его под давлением.

При работе шатуны подвержены действию значительных знакопеременных рабочих нагрузок и сил инерции. Для этого шатун должен обладать достаточной прочностью и жесткостью при наименьшей возможной массе.

Общность служебного назначения шатунов определяет их конструктивную общность: наличие большой (кривошипной) и малой (поршневой) головок, соединенных телом 1 с ребрами по периферии. Однако конструктивное выполнение этих элементов у шатунов может быть различным. Большинство шатунов имеет разъемные кривошипные головки, причем у автотракторных двигателей (у которых установка шатуна в картер через цилиндр затруднена из-за значительных размеров кривошипных головок) разъем выполняют под углом к плоскости симметрии шатуна для удобства его установки. Кривошипные головки шатунов крупных компрессоров в ряде случаев конструируют не только разъемными, но и отъемными от стержней, образующих тело шатунов.

При составных коленчатых валах с использованием подшипников качения, как в мотоциклетных двигателях, возможно применение неразъемных кривошипных головок шатунов. В кривошипные головки шатунов для снижения трения скольжения устанавливают вкладыши с антифрикционным покрытием.

Крышку 2 – отъемную часть кривошипной головки – базируют по плоскости разъема тела шатуна 1 и закрепляют посредством призонных болтов 4. Поршневую головку шатунов выполняют преимущественно неразъемной, в нее запрессовывают бронзовую биметаллическую (сталь-бронза) или с капроновой сетчатой лентой втулку. У крупных шатунов в некоторых случаях применяют вставные вкладыши , которые закрепляют специальными клиньями.

Тело шатунов обычно имеет двутавровое сечение и только у больших шатунов в ряде случаев круглое или квадратное сечение, причем внутри них может быть маслопроводное отверстие, соединяющее поверхности трения головок шатуна.

Информация по теме:

Организация ремонта и проектирование отделения
Назначение отделения В отделении производят ремонт форсунок, топливных насосов высокого давления, регуляторов частоты вращения дизеля, топливного трубопровода, толкателей, топливоподкачивающих насосов. Ремонт топливной аппаратуры сводится к разборке, обмывке, замене, изношенных деталей, пригонке пр ...

Прибор для диагностирования рулевого управления
Прибор состоит из люфтомера и динамометра. Люфтомер состоит из шкалы (3), закрепленной на динамометре, и указательной стрелки (2), закрепленной на рулевой колонке зажимами (1). Динамометр зажимами (4) крепят к ободу рулевого колеса. Шкалы динамометра расположены на рукоятках (5). При замере люфта р ...

Расчет и построение теоретической тяговой характеристики
Определив основные конструктивные и экономические характеристики (параметры) ДВС и трактора в целом, строим тяговую характеристику. Тяговой характеристикой называют совмещенные графики зависимости мощности Nкр трактора, часового расхода топлива Gт, удельного расхода топлива qкр, рабочей скорости Vр ...


Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transporank.ru